Андалузцы - знаменитая порода иберийских лошадей. Гомер называл их "сыновьями ветра" и считал, что эти кони непобедимы. Именно за смелость и отвагу андалузцев считают лучшими спутниками воинов. При этом иберийские лошади прекрасны не только на поле битвы. Любимчики королей и знати, эти серебристые красавцы были истинным украшением светских раутов.
История андалузцев весьма туманна. Никто не может точно сказать, кем были прародители лошадей. Они имеют столь древнюю и загадочную историю, что специалисты спорят об их происхождении до сих пор. Однако можно с уверенностью сказать, что еще Юлий Цезарь приказал привезти в Рим девять кобыл и одного жеребца с «орлиным профилем». Ранее считалось, что андалузская порода имеет арабские корни. Но найденные на территории Испании наскальные изображения лошадей эпохи неолита свидетельствуют о том, что здешние примитивные лошади пережили последний ледниковый период и вполне могли быть предками андалузцев.
Средний рост этих красавцев— 1,52—1,62 метра. Для породы характерны так же крупная широколобая голова, длинная шея, мускулистые плечи, сильный круп с низким поставом хвоста, сухие крепкие ноги. Масть преимущественно серая и вороная, хотя встречаются и чубарые андалузцы.
Фламенко
Один из ярчайших
феноменов в искусстве Испании наряду с корридой
является фламенко. Это не просто красивый и яркий
танец, который проходит как аттракцион во время
развлечений, но искусство. У него своя история,
корни и, конечно, символика.
Фламенко зародилось в краях Андалусии,
примерно в семнадцатом-восемнадцатом веках.
Этот танец-диалог очень драматичен по своей сути
и напряжен. Искусство фламенко передавалось
«внутрисемейно», и вот по какой причине. В то
время в андалусских поселениях были небольшие
дома, закругленные вокруг общего небольшого
дворика, где собиралось все семейство,
устраивались праздники и танцевался фламенко.
Исполнение фламенко очень символично: это
общение между танцором, исполнителем и песней,
содержание которой, как правило, достаточно
мрачное и трагичное. Лирика фламенко очень
грустная.
Постепенно исполнение фламенко вышло из
закрытых маленьких кругов родственников и
скромных «патио» (внутренний дворик). Вскоре в
сфере фламенко обозначались профессионалы,
которых с большим удовольствием приглашали и
щедро платили за их искусство. Музыка для
испанцев вообще много значит, а петь они готовы в
любой момент, если это только не сиеста.
Следующий важный виток в истории танца и
его исполнения – появление кафе, которые
назывались кафе «кантате», артистические кафе,
где мастера фламенко могли показать свое
искусство жаждущей публике. Исполнителей
фламенко появилось к тому моменту очень много, но
и аудитория их увеличилась. Такая популярность и
растущая конкуренция стимулировала
совершенствование исполнителей в их умениях.
Одним из самых выдающихся мастеров в этой сфере
стал Сильверио Франконетти, чей голос мог
творить чудеса. Вокруг Франконетти собирались
лучшие певцы, которым он помогал, кафе, где пел
Сильверио, было самым посещаемым местом в городе.
Это был апогей развития фламенко.
Позже кафе пришли в упадок, и искусство фламенко
потеряло то важное, что в нем было – смысл. Это
стали просто исполнения заказов публики, а не
искусство, идущее из души.
В наши дни фламенко переродилось в
театрализованное зрелище с участием хороших
танцоров и исполнителей. Существовала и так
называемая Опера фламенко, слишком сильно
изменившая принципы фламенко: гитара, основной
голос фламенко, заняла второй место, а первое
было отдано оркестру, песни стали легкими и
бессодержательными. Но Испания не расстается с
фламенко – еще одна, последняя ветвь этого
искусства – балет фламенко, который уже завоевал
симпатии зрителей.
Коррида
Традиция Корриды
– боя с быком существует еще со времен иберов, у
которых бык был священным животным. Коррида, не
совсем такая, какой ее знают современники, стала
постепенно постоянным спутником всех
празднеств.
Любовь к зрелищу корриды и е значению
просматривается и в художественных
произведениях, где часто фигурирует герой,
побеждающий быка.
В середине шестнадцатого века римский папа
запрещает корриду. И хотя тогдашний король
Филипп особо не поощрял зрелища и развлечения, он
смог убедить папу отменить запрет, мотивируя эту
просьбу тем, что для страны нужны крепкие, смелые
и мужественные люди. А коррида как раз закаляет
боевой дух испанца как ничто другое.
Коррида и занятие тореро не были забавой для тех,
кто участвовал в корриде, а не смотрел на нее. В те
времена считалось, что заниматься
профессионально какими-либо ремесленными
делами, торговлей и тому подобным – удел
крестьянина или человека с низким
происхождением. Кабальеро же не мог себе такого
позволить.
Кстати, сражались с быками в Испании и женщины,
что было в порядке вещей. Запрет на участие
женщин в корриде возник во времена Франко. В
летописях корриды есть год, который отмечен
исключительно женской рукой и победой: все
участвовавшие в корриде, матадор и пикадоры с
бандерильеро – женщины, кстати, молодые.
Известная матадор Кончита Синтрон получила
особое разрешение быть конным тореадором,
поскольку происходила из древней
аристократической семьи. Но она все равно
слезала с лошади, чтобы добить быка.
Были в истории моменты, когда запрещалась
коррида, например, когда главой государства стал
Филипп Бурбон, приехавший из Франции, но рано или
поздно она вновь возрождалась – испанский народ
не мыслит себя без этого.
Ритуал корриды жестко регламентирован, и
все должно быть отработано до секунды: не
затянуть зрелища, точно попасть в нужное место,
чтобы добить окончательно быка, сделать красивые
выверенные фигуры во время боя.
А какова же судьба матадоров? Они выступают не
часто, усредненное количество ранений, которые
получают матадоры, штук двадцать. Готовятся к
профессии матадора лет с десяти, первые сражения
– в 18 лет, а в сорок лет – пенсия. Самый хороший
гонорар за один выход знаменитого матадора
приблизительно около ста тысяч долларов. Немного
другие сроки у конных тореадоров: они уходят
позже, в шестьдесят лет мужчины, женщины – в
сорокалетнем возрасте, но прежде, чем стать
тореадором, они учатся на дрессировщика и
готовят лошадей.
Великая инквизиция
Тема святой испанской инквизиции по-прежнему
волнует умы людей, заставляя задаваться
вопросами о количестве погибших людей и страшном
явлении, которое кому-то было нужно…
История «новой» инквизиции начинается в тот
момент, когда испанские правители, известные
монархи, объединившие земли Испании, Фердинанд и
Изабелла, решили, что укреплять королевскую
власть и повиновение народа нужно с помощью
религии. Испанцы были религиозны, и давление со
стороны церкви, призывающей к послушанию, было
очень кстати: мысли о бунте против королевской
власти, угнетающей народ, отголоски французской
революции и нарастающий гул реформированной
Германии могли серьезно нарушить гармонию
светской жизни испанских королей. Монархи смогли
не только развить инквизицию в отдельный
институт общественной жизни, но и наделить ее
такими правами автономной организации, какие
инквизиция только могла пожелать: независимость
от римского папы в выборе действий по отношению к
еретикам. А судебный инквизиторский состав попал
в полную зависимость от выбора и милости
монархов. Таким образом, монархия была
несокрушима. Церковь, а точнее, инквизиция,
обеспечивала страх и трепет, а если не
обеспечивала – сжигала. Одним из самых страшных
инквизиторов в памяти испанцев остался Томас
Торквемада.
Ради сохранения своей власти супрема
поддержала вторгшихся французских завоевателей.
Что, впрочем, совершенно не тронуло их сердца:
институт священной инквизиции был просто
уничтожен, а ее имущество отдано в казну
испанского государства.
Вернув себе титул и власть, Фердинанд решил, что
необходимо и возвращение инквизиции.
Восстановление прав священного трибунала не
вызвало большого оптимизма у народа, который
вскоре поднял все силы на революцию. Король
поспешил отказаться от своих слов, но через
некоторое время уже не инквизиция, но так
называемый хунт по делам веры начал
завуалировано и успешно продолжать деятельность
генеральных инквизиторов. Теперь во главе стояли
епископы, которые «вели заблудшую паству» по
проторенному ранее пути.
Последним решенным хунтой делом стало повешение
учителя Риполя, которого признали еретиком за
его речи ученикам, в которых он призывал их не
молиться и не ходить в храмы. Это аутодафе стало
причиной такого неистового мирового и
национального возмущения, что король на этот раз
окончательно распустил замаскированных
инквизиторов. После смерти Фердинанда была
окончательно обращена в прах инквизиция как
таковая.
Фестивали
Богатство и
древность традиционной испанской культуры,
определили красоту и оригинальность праздников,
отмечаемых ежегодно в селах и городах Испании.
Около 200 праздников и фестивалей имеют
туристическое значение, а некоторые из них
популярны во всем мире.
В феврале по всей Испании празднуют карнавал.
Особенно он интересен в Кадисе и Тенерифе, где
музыка, веселье и обилие красок и цветов
совершенно меняют повседневный ритм жизни этих
городов. Святая неделя - весенний праздник с
обилием крестных ходов, традиционных и красочных
религиозных процессий. Самые оригинальные и
значительные из них проводятся в Кастилии
(Вальядолид, Куэнка и Самора) и в Андалусии
(Севилья и Малага). В апреле открывается ярмарка в
Севилье. Территория ярмарки, оборудуемая
ежегодно заново, превращается в некий город в
городе. В павильонах ярмарки пьют, поют и танцуют
днем и ночью. Фестивали:
Ежегодно в Испании проводятся крупные фестивали.
Наиболее известны:
Июнь - июль: международный музыкальный фестиваль
в Гранаде. Концерты. оперетта, классические и
современные танцы и фламенко. Вторая половина
июля - первая половина августа: международный
музыкальный фестиваль в Сантандере. Музыка,
танцы, театр. Конец июня - начало августа:
театральный фестиваль в Мериде. Классический
греко-латинский и средиземноморский театр.
Сентябрь: национальный фестиваль классического
театра в Альмагро. Классический испанский и
мировой театр. Середина сентября - начало
октября: осенний фестиваль в Мадриде. Концерты,
опера, драма, классические и современные танцы.
Фиесты:
Вероятно, нигде в Европе не отмечают так много
праздников и с таким размахом, как в Испании. Все
население села или городского квартала
принимает участие в подготовке и проведении
каждой фиесты. Приводимый календарь включает
лишь малую часть празднеств:
Праздник Фальяс в Валенсии (19 марта): сжигание
фальяс - больших кукол из папье-маше, бой быков.
Святая неделя (Семана Санта): торжественные
процессии, в первую очередь на юге, напр. в
Севилье, Малаге, Гранаде, Мурсии. Апрельская
ярмарка (Через 10 дней после Пасхи): весенний
праздник в Севилье; ночь напролет севильцы
танцуют, едят и пьют на территории ярмарки (около
3 км2).
Фиеста св. Исидро (15 мая): праздник покровителя
Мадрида, бой быков (самая большая коррида сезона),
народные гуляния с музыкой и танцами. Ночь св.
Жоана с фейерверком в Каталонии и Валенсии (июнь):
особенно красиво проходит праздник в Аликанте.
Праздник Сан-Фермин (вторая неделя июля): бег
любителей острых ощущений по улице города
впереди диких быков и коррида в Памплоне.
Мистерия в Эльче (14/15 августа): вознесение Девы
Марии (Валенсия). La Месе (24 сентября): праздник в
честь покровительницы Барселоны, во время
которого одним из аттракционов является
построение “человеческой пирамиды” - кастельс и
“бегущими огнями” - коррефок, а также процессией
с громадными фигурами из папье-маше - гегантс.