Сокровища Севильи
Это город неотразимого и страстного обольстителя Дон-Жуана - героя комедии "Севильский озорник, или Каменный гость" Тирсо де Молина. В Севилье могут указать и "дворец Дон-Жуана" - расположенное на берегу реки Гвадалквивир здание, хозяин которого - Мигель де Маньеро - считается прототипом известного любовника. Здесь сохранился кабинет "Дон-Жуана", его письменный стол, шпага… С возрастом, пересмотрев свои жизненные принципы, сеньор Мигель основал в своем дворце действующий и по сегодняшний день госпиталь Милосердия, где находят приют старые и больные люди. Впрочем, на звание "дворец Дон-Жуана" претендует и еще одно здание - увитый зеленью дом в испанском стиле на маленькой площади Святой Марты.
Севилья - это и город гордой красавицы-цыганки Кармен из новеллы Проспера Мериме. До сих пор сохранилось здание старой табачной фабрики, где, по преданию, она работала. Сейчас в нем расположен местный Университет. Это, конечно же, и город всемирно известного "Севильского цирюльника"...
Более чем за две с половиной тысячи лет своего существования Севилья побывала в руках иберов, римлян, готов, арабов, и, наконец, перешла под скипетр испанских королей. Севилья была столицей мусульманского королевства, а в середине 13 века, после того как король Фердинанд III Святой вернул город испанцам, здесь даже разместилась на некоторое время испанская столица. Наивысшего расцвета город достиг в 16 веке, когда после открытия Америки испанский король даровал Севилье монопольное право на торговлю с Новым Светом. Именно отсюда уходили к неведомым берегам нового континента корабли купцов и конкистадоров и сюда же они возвращались, нагруженные золотом и серебром Нового Света.
Своеобразен архитектурный облик Севильи: здесь, помимо традиционного испанского стиля, чувствуется и огромное влияние мавританской культуры. Старинные кривые улочки, белоснежные дома с чугунными литыми решетками и внутренними двориками - патио, небольшие площади, скорее похожие на уютные садики, позволяют мысленно перенестись на несколько веков назад.
Река делит город на две части. На правом берегу расположились старые простонародные кварталы, привлекающие туристов своими многочисленными барами и пабами, корридой и фламенко. На юге расположен один из самых прекрасных парков в мире - Мария Луиса. На левом берегу, в центральной части Севильи разместились ее наиболее известные архитектурные памятники - знаменитый готический собор, башня Харальда, дворец-крепость Алькасар, Золотая башня.
От древнего, основанного в 10 веке Алькасара остался только внутренний двор и часть стен. Все остальные помещения были выстроены уже 15-16 веке.
Золотая Башня (Торре дель Оро) стала одним из символов Севильи. Свое имя башня получила благодаря кирпичам из белой глины, из которых была сложена ее верхняя часть. Издалека они так блестели на солнце, что башня казалась золотой. Золотая Башня была построена в 1120 году напротив такой же башни на другом берегу Гвадалкивира и соединялась с ней железной цепью, поднимая и опуская которую можно было контролировать движение по реке. В настоящее время в Золотой Башне находится городской музей навигации.
Знаменитый собор Санта-Мария де ла Седе расположен на месте Большой мечети, построенной мусульманами в 12 веке. Белоснежное, необычайно роскошное и грандиозное здание Большой мечети еще долгое время после взятия испанцами Севильи в 1248 году оставалось нетронутым. Оно лишь обстраивалось католическими капеллами. И только в первые годы 15 века мечеть была разрушена, а на ее месте начали строить христианский храм. "Этот собор будет столь грандиозным, что нас посчитают безумными" - сказал при закладке храма один из членов городского совета. Сооружение действительно получилось огромным: и сегодня Севильский собор - самый большой в Испании и третий по величине в Европе. Однако он значительно уступает по размерам Большой мечети, на месте которой построен.
После того как завершилась постройка Большой мечети, нужно было возводить соответствующий ей по размерам Минарет, такой, чтобы призывы муэдзина были слышны во всех концах растущего города. Высота возведенной башни была более ста метров, а вместо лестницы внутри нее сделали покатую дорожку, чтобы наверх муэдзин мог подняться верхом на лошади. Ее основание сложено из блоков, взятых из разрушенных древнеримских построек. На некоторых из них до сих пор можно видеть полустертые латинские надписи. Башня представляет собой четырехугольник со стороной 13,6 метра, толщина стен у основания достигает трех метров. Однако изящный восточный орнамент, наброшенный, словно легкая сетка, на ее поверхность, придает массивной башне ощущение стройности и легкости. Венчали минарет четыре медных позолоченных шара. Легенды рассказывают, что сияющие на солнце золотые шары минарета были видны на расстоянии дня пути от Севильи, а когда испанцы сняли их с башни, то пришлось расширять городские ворота - огромные шары не могли пройти через них.
Минарет стал символом Севильи и гордостью мусульманской Испании. Хроники рассказывают, что когда Севилья уже была готова сдаться королю Фердинанду Святому, мусульмане хотели разрушить башню, чтобы ее красоту не видели глаза христиан. Принц Альфонс Мудрый помешал этому плану, когда вел переговоры с маврами. "Если хоть один кирпич будет изъят из башни, я прикажу снести головы всем маврам Севильи" - заявил принц. И башня осталась цела. В 16 веке на основе минарета была построена колокольня, а на ее макушке была установлена статуя Веры, вращавшаяся от дуновения ветра. От испанского слова hirar - "вращаться" - башня и получила свое сегодняшнее название - Хиральда.
Севильский собор строился с 1402 по 1506 год, его размеры составляют 129х76 метров, высота центрального нефа достигает 36 метров. Внутреннее пространство собора освещают семьдесят пять окон. Украшающие их цветные витражи считаются одними из лучших в Европе по выразительности изображений и цветовой насыщенности.
Главным сокровищем, хранящимся в ризнице собора, является огромная серебряная дарохранительница, изготовленная в 16 столетии из чистого серебра. Этот ковчег достигает трех метров в длину и обильно украшен скульптурами и орнаментом.
В соборе находится созданная в 13 веке статуя "Королевской Мадонны" - покровительницы Севильи, и другое глубоко почитаемое изображение Мадонны - "Мадонна де Лос Ремедиос" (Мадонна-исцелительница), выполненное неизвестным испанским мастером 16 века. В ризнице хранится и множество других реликвий, в том числе ключ от ворот Севильи, врученный маврами испанскому королю во время сдачи города. Интерьер собора украшают многочисленные работы знаменитых испанских живописцев Франческо Сурбарана, Мурильо, Гойи.
Здесь же находится гробница Христофора Колумба, первооткрывателя Америки. Следует однако отметить, что многие исследователи считают эту гробницу символической, и что сама могила великого мореплавателя находится в другом месте. Зато точно известно, что в Севильском соборе погребен сын великого мореплавателя - Эрнандо Колумб. Эрнандо основал при Севильском соборе знаменитую Колумбийскую библиотеку, которая насчитывает сегодня около трех миллионов томов, включая редчайшие древние манускрипты, в том числе подлинные рукописи самого Христофора Колумба.
http://spain.akvilon.info