Эль Греко (1541-1614)
Эль Греко — испанское прозвище художника
Доменико Теотокопули, грека по происхождению. Он
родился на острове Крит в Средиземном море,
который принадлежал Венецианской республике.
Это сказалось на формировании его как живописца:
он испытал влияние и византийских иконописцев, и
мастеров итальянского Возрождения. Эль Греко
несколько лет провёл в Венеции и Риме. Под
влиянием Тициана, главы венецианской школы, он
овладел техникой работы с цветом, правилами
построения перспективы.
Около 1577 г. Эль Греко покинул Рим и уехал в
Испанию. Официального признания художник здесь
не получил: представленная ко двору картина
«Мученичество Святого Маврикия» не понравилась
королю Филиппу II. Потерпев неудачу при дворе в
Мадриде, Эль Греко поселился в Толедо — бывшей
столице Испании.
Монументальное полотно «Погребение графа
Оргаса» (1586— 1587 гг.) написано для церкви Сан Томе
в Толедо. Согласно местному преданию, в 1312 г. во
время похорон графа Оргаса — богатого, но очень
скромного и набожного горожанина,
пожертвовавшего своё со стояние храму СанТоме, —
про изошло чудо: с небес спустились святые
Августин и Стефан и сами похоронили умершего.
Эль Греко.
Погребение графа Оргаса. 1586^1587 гг. Церковь
СанТоме, Толедо.
Композиция картины традиционна для того времени:
в нижней части, на земле, совершается погребение,
а в верхней, на небесах, душа графа Оргаса
предстаёт перед Христом, Богоматерью и святыми.
Здесь в полной мере проявилось дарование
художника: и удивительная способность создавать
образы мистических видений, и острый глаз
портретиста, и великолепное чувство цвета
(особенно хороши золотые одеяния святых на фоне
строгих тёмных костюмов остальных участников
церемонии). В этом произведении заключена
глубокая идея: силы земной и небесной Церкви
соединяются, чтобы прославить обычного человека,
не совершившего подвигов; жизнь его так же
драгоценна, как жития великих мучеников или
святых.
В немногочисленных портретах Эль Греко очень
выразительны лица — аскетически строгие, но в то
же время про светлённые, скрывающие за внешней
благородной сдержанностью духовную энергию.
В картине «Апостол Андрей и Святой Франциск
Ассизский» (1590— 1595 гг.) Эль Греко поместил рядом
ученика Иисуса Христа и итальянского святого,
жившего в XIII в. Тем самым он обратился к традиции
сцен «святого собеседования», широко известных в
итальянской живописи эпохи Возрождения. На
подобных картинах изображали людей, никогда не
встречавших друг друга в земной жизни, но,
согласно христианским представлениям, на
небесах пребывающих в духовном общении. Апостол
Андрей опирается на косой крест, на котором он
был распят, а на руках Святого Франциска ясно
видны стигматы. Таким образом, в сцене
собеседования святых ощущается незримое
присутствие Спасителя. Интересно, что в картине
нет характерных для Эль Греко сочных красных или
жёлтых пятен; колорит, основанный на нежных
серо-голубых и зелёных тонах, создаёт настроение
покоя, умиротворения.
Эль Греко.
Апостолы Пётр и Павел. 1614 г. Государственный
Эрмитаж, Санкт Петербург.
Изображения святых — значительная часть
творческого наследия Эль Греко (это характерно и
для всей испанской живописи в целом). Особенно
удавались ему парные композиции, построенные на
противопоставлении разных характеров и
темпераментов. В картине «Апостолы Пётр и Павел»
(1614 г.) задумчивость и грусть Петра оттеняют
горячую энергию и властность Павла. Эль Греко
написал множество картин на сюжеты из Нового
Заве та. В «Сошествии Святого Духа» (1610—1614 гг.)
показано событие, резко изменившее всю жизнь
учеников Христа. «И внезапно сделался шум с неба,
как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил
весь дом, где они находились. И явились им
разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по
одному на каждом из них». Сила Святого Духа,
нисходящая на апостолов и Деву Марию, вызывает в
них духовный восторг и озарение. Их состояние
художник передал через контрасты света и тени на
лицах, через позы и жесты, через силуэты, которые
кажутся трепещущими подобно языкам пламени.
Зритель не сразу замечает, что апостолы рас
положены по кругу, а фигура Марии — в центре
композиции. Но именно этот приём помог художнику
создать ощущение устойчивости, равновесия.
Стигматы (от греч. «стигма» — «укол», «рубец») —
кровоподтёки или язвы, непроизвольно
появляющиеся на теле некоторых глубоко верующих
людей в тех местах, где у распятого Христа были
раны от тернового венца и гвоздей.
Живая игра света и тьмы наполняет единственный
пейзаж художника — изображение ночного Толедо.
Город представлен в каком-то фантастическом,
ослепительном освещении. Этот пейзаж говорит о
высоком мастерстве колориста, об умении Эль
Греко показать тонкие оттенки цвета (в данном
случае серого и зелёного).
Построение композиции и пространства, колорит и
персонажи резко отличают живопись Эль Греко от
произведений других испанских художников. В
своём творчестве мастер всё дальше отходил от
традиций современного ему искусства. Поэтому у
Эль Греко практически не было последователей.