Hola.ru - Испания

Об Испании / Общая информация

Экологические особенности испанских дорог

Экологические особенности испанских дорог

В этой статье я расскажу о таких особенностях испанских дорог, которые, на первый взгляд, могут вызвать недоумение: "А при чем здесь экология?" Но дело в том, что экологические параметры среды вдоль дорог определяются условиями движения автотранспорта. Они напрямую зависят от скорости движения, та в свою очередь - от их пропускной способности и безаварийности... И так, цепляя одно за другое, вы поймете, что грамотная разметка на испанских дорогах, особенно скоростных, - это залог экологического благополучия прилежащих территорий, а парковочный карман - инструмент сохранения деревьев на городских улицах.

Строить дороги научили испанцев древние римляне

Обширная Римская империя могла удерживать власть только благодаря хорошему сообщению между столицей и завоеванными землями на окраинах. Поэтому первое, к чему приступали завоеватели, было строительство дорог. Они сохранились до сегодняшнего дня. Почти все национальные дороги, во всяком случае в средиземноморских провинциях Испании, это "римские" дороги, хотя покрытия их менялись не один раз.

Римские дороги лежат на каменных полках склонов гор и каменных насыпях на равнинах. Эти основания, безусловно, придают им особую прочность. С учетом сухого и жаркого средиземноморского климата в природе нет сил, способных их разрушить (кроме обвалов и землятресений).

Не одно поколение испанцев выросло, передвигаясь по этим дорогам, запоминая их черты, а в последующем воспроизводя их снова и снова.

И это все о НИХ

  • По ним удобно двигаться.
  • Они возникают раньше, чем застройка, к которой по ним можно подъехать.
  • На них нет пыли, а на разделительных полосах и поворотных кругах цветут розы и растут оливковые деревья.
  • Красивы не только они, но и их обочины.
  • Они понятны и помогают ориентироваться в пространстве.
  • Они "провоцируют" безопасность движения.
  • Вдоль них обычно расположены апельсиновые сады, оливковые рощи и сельскохозяйственные угодья.

На этом остановлюсь, так как думаю, что дала достаточно информации для того, чтобы вы смогли почувствовать прелесть езды по испанским дорогам и уровень их безопасности. В том числе и экологической, так как контроль качества сельскохозяйственной продукции, выращиваемой в странах ЕС, - это притча во языцех (все скандалы последних лет возникают в Европе вокруг качества).

Из чего же складывается и чем достигается эта безопасность? Постараемся ответить на вопросы, опираясь на испанские источники и собственные наблюдения. В общем случае экологическая безопасность трассы определяется объемом выбросов двигающегося по ней транспорта и уровнем загрязнения стекающей с нее воды и рассеивающейся пыли. Объем выбросов зависит в свою очередь от качества топлива, количества передвигающихся машин и равномерности их движения, а качество стоков и распыления - от устройства полотна и обочин. Вот с этих позиций и посмотрим на испанские дороги.

Белым по серому

На дороге все написано. Вся разметка дороги ориентируется на беспрепятственный проезд без не оправданного снижения скорости. Способов "написать" об этом много.

Например, вы ищете место для парковки. Синяя разметка мест парковки говорит вам о том, что места резервируются для инвалидов, желтая - под платные парковки, белая - для любого, кто нуждается в краткосрочной парковке. Вам дается возможность, сохраняя приличную скорость, визуально оценить соответствие ваших притязаний предоставляемым муниципальными властями возможностям. Это, кстати, и хороший инструмент определения взаимоотношений застройщиков и властей в части строительства так называемых приобъектных парковок. Если прилегающие к объекту нового строительства улицы уже имеют заполненные парковочные карманы всех трех типов, то застройщик стоит перед объективным дефицитом мест под парковку, которые может предоставить город в сложившейся ситуации и, значит, вынужден заняться строительством парковок на собственном объекте.

Справедливости ради нужно сказать, что муниципальные власти думают об удобстве застройщиков и наносят разметку под парковочные карманы заранее, а не в тот момент, когда в них возникает острая необходимость. Посмотрите на фотографию новой урбанизации (в нашем понимании - нового микрорайона) в г. Кальпе, провинция Мурсия-Валенся. Еще только участки под застройку выделены, а места под парковку для машин будущих жителей уже определены, заасфальтированы и разметочкой выделены.

Другой пример дорожных "писем" - рифленая разметка. Она наносится на крайнюю правую полосу скоростных магистралей с целью предупредить водителя об опасном расположении автомобиля у края основного полотна, за которым качество дорожного покрытия может быть другим.

На полотне дороги водителя сопровождают стрелки, указывающие возможные изменения направления движения по полосе. Да, у нас тоже иногда они встречаются. Но у нас именно иногда, а у испанцев постоянно. А это значит, что люди приучаются к системе и адекватно реагируют на нее. К явлению в рамках системы всегда доверие выше, а значит, им начинают руководствоваться.

Важный вопрос: когда в пространстве дороги разметка начинается и когда заканчивается? Ответ: начинается заблаговременно, т.е. когда на нее можно реагировать в плановом порядке, а не судорожно сжимая руль с мыслью "как бы не проскочить". Автомобилист уходит на полосу съезда, практически не меняя скорости движения, а значит, не создавая помех идущим рядом машинам.

И наконец, движущийся в темное время суток по скоростной магистрали водитель сопровождается светоотражателями, расставленными с такой скоростью... простите за оговорку - с такой частотой, что кажется, будто дорога не наплывает на него, а движется вместе с ним, в одном с ним направлении и предсказуема, т.е. он знает о ней все заранее и, значит, находится в зоне стабильного осознания ситуации на 100-200 м вперед. Вот отсюда и оговорка, но, согласитесь, она не случайна, а рефлекторна.

Время нанесения разметки на полотно также удивляет. Она в новых урбанизациях появляется, как и сама дорога, задолго до самой застройки. Все та же урбанизация в Кальпе с еще не построенными домами уже имеет систему дорог с разметкой, указателями и тротуарами... Ну что тут скажешь?

Их "военная тайна"

Общаясь с людьми, давно живущими в Испании, я задавала им вопрос: в чем секрет такого качества дорог и такого серьезного отношения к ним? Причина в ответственности, которую несут и те, кто строят, и те, кто эксплуатируют, и те, кто движутся по ней. Причем ответственность эта может быть измерена в деньгах и проконтролирована перекрестно всеми заинтересованными сторонами. Строители дорог заключают с заказчиками контракты, по которым они дают гарантии на безаварийную эксплуатацию дороги в течение определенного периода после завершения строительства. Муниципальные власти несут материальную ответственность перед автовладельцами за то, что движение по вверенным им дорогам не причинит вреда машинам. Местная полиция сообщает властям о повреждениях дорог, и те в течение суток или двоих устраняют их за счет собственных средств (а если нужен существенный ремонт, то проводят и его). Такая ответственность вынуждает строго придерживаться определенного регламента эксплуатации трассы, включая мытье футляров на опорах освещения. Один из российских губернаторов, который любит отдыхать в этих местах, как-то поинтересовался у одного испанца: "А почему у них такие чистые опоры освещения?" Ответ был изумительно прост: "Они их моют. Я сам много раз видел, как это происходит. Просто подъезжают на спецтехнике и моют! Так положено".

Да, и еще. Они проводят грамотную разъяснительную кампанию всех видов нововведений. Если человек не имеет нужной информации, например, о новых марках бензина, то вряд ли станет их покупать на автозаправках. Посмотрите на буклеты. Как подробно и наглядно разъясняют владельцы автозаправок своим клиентам преимущества новых марок дизельного топлива и бензина! Все продумано: говоря о пользе для двигателя, дизайнеры используют экологически чистую цветовую гамму, которая не оставляет сомнения в том, что для окружающей среды эти марки топлива так же безвредны, как и для двигателей машин.

КУРБАТОВА Анна Сергеевна,

доктор географических наук, профессор

Журнал ЭКОREAL