
Более сорока миллионов туристов ежегодно приезжают в Испанию, которая входит в тройку самых посещаемых стран мира. Отдых в Испании — это встреча с солнцем, великолепным вином, хорошей кухней и гостеприимством. Кроме того, это возможность открыть для себя многочисленные исторические и архитектурные памятники, увидеть следы различных цивилизаций, которые сохранились под небом Испании, а также насладиться ее ослепительной природой. Это также возможность познакомиться с обычаями ее народов и принять участие в традиционных народных празднествах и гуляниях. Не случайно, посетив Испанию один раз, многие любители путешествий возвращаются сюда снова и снова.И все же какая она, Испания? Знойная, как южная провинция Андалузия; зеленая от листвы деревьев, как Астурия или Галисия; согретая солнцем, как земли Валенсийского сообщества; цветущая, как Каталония.
Наверное, в ней смешалось все сразу. Наслаждаться этой страной можно бесконечно. Мы предлагаем посетить две интереснейшие испанские провинции — Валенсийское сообщество и Каталонию.
Как испанцы историческую битву превратили в праздник
На берегу Средиземного моря, среди апельсиновых деревьев лежит земля Валенсийского Сообщества. Природа многим одарила эту землю: ярким солнцем, буйной растительностью, обилием птиц и зверей. Высокие горы соседствуют здесь с рисовыми полями, а средиземноморский лес — с глубокими каньонами, прорытыми быстрыми реками.
В Валенсийском Сообществе двенадцать заповедных зон, населенных уникальной средиземноморской флорой и фауной.
Для того чтобы наслаждаться морем, Валенсия предлагает 466 километров берега. Обрывистые утесы скрывают уединенные бухты, в которых прозрачная вода ласкает песок и мелкую гальку. Из года в год валенсийские пляжи награждаются Голубым флагом — свидетельством чистоты воды, песка и отличного обслуживания. Пляжи Бенидорма, Хавеи, Гандии, Аликанте, Пенисколы и других валенсийских курортов каждый год привлекают туристов из разных стран.
Одна из самых известных достопримечательностей Валенсии — сказочно вкусная паэлья. Между тем валенсийская кухня одной паэльей, пусть даже в бесконечно разнообразных вариациях, не ограничивается. Кроме нее, у каждого городка есть свои традиционные блюда, способные удовлетворить вкус самого взыскательного гурмана. Валенсийцы знают тысячи способов приготовления одного только риса. В ресторанах вам предложат свежую рыбу, дары моря, овощи, дичь, фрукты — и все это приготовят по старинным рецептам. Запивать это объедение рекомендуется качественными валенсийскими винами или напитком орчата, которой славится город Альборая.
Кроме того, что валенсийцы не равнодушны к хорошей и обильной еде, они еще очень любят повеселиться. Жители этого края, как и все испанцы, наверное, самый веселый народ в мире. Хлебом их ни корми, а дай поплясать, попеть и пострелять в небо разноцветными фейерверками. «У нас 365 праздников в году», — шутят в Испании. Но валенсийцы умудрились всех переплюнуть: ежегодно они отмечают более 600 народных праздников. Большие города и маленькие деревушки имеют свои коронные торжества — карнавалы, шествия и огненные феерии. Устраивают такие праздники не для туристов, а для себя. Это давняя традиция, поэтому испанцы не экономят на радостях жизни. Если во время отпуска вы оказались где-то поблизости, обязательно загляните на испанский праздник: впечатлений останется на всю жизнь!
…Один раз в году, в апреле, в тишайшем валенсийском городке Алькой случается война. Горожане, вооруженные топорами, пиками, ружьями и мушкетами, заполняют улицы и начинается настоящее светопреставление. Посмотреть на этот костюмированный бой стекаются любопытные со всей Испании. Если же вы не попали на него, не расстраивайтесь: подобные праздники проходят в разных городках Валенсийского Сообщества в течение всего года. Но вернемся в Алькой, где этот праздник достигает наибольшего блеска.
«Воюют» местные жители без малого двести лет. Правда, началось все гораздо раньше, во времена борьбы испанцев и арабов. В далеком 1276 году на небольшую деревушку Алькой напало войско мавров под предводительством Аль-Азрака. Битва была тяжелой, рыцари-христиане дрались отчаянно. Вооружившись, кто чем мог, защищались и жители Алькоя. Но силы были неравными — арабское войско оказалось огромным и хорошо обученным. Казалось, испанцы были обречены.
Перед последней и решительной атакой арабов, согласно легенде, защитникам деревушки явился Святой Георгий. «С нами Бог и мы победим!» — сказал он воинам, вселив в них небывалую силу. Христиане, отбив атаку мавров, пошли вперед. В сражении был убит вражеский предводитель, а его войско полностью разгромлено. С помощью Святого Георгия алькойцы одержали чудесную победу, освободив свои земли от захватчиков.
Много веков в подряд местные жители отмечали радостное событие, потехи ради переодеваясь в костюмы рыцарей-крестоносцев и мавров и разыгрывая сценки из той знаменитой битвы. В XVIII веке стихийным гуляниям решено было придать официальный статус. Так в Валенсии появился красочный праздник «Мавры и христиане».
Разминка перед боем
Если современный праздник в Алькое и
отличается от средневекового, так это только
размахом — воюют целых три дня. Гости, приехавшие
в город, получают программки, как в театре, в
которых все расписано по минутам. «Разминаться»
местные жители начинают накануне вечером.
Мужчины, надев свои лучшие деловые костюмы, и
вставив в зубы огромные сигары, выходят на улицы
демонстрировать свою удаль. Сигара неотъемлемый
атрибут действа. Спросите у любого воина — зачем?
Он затруднится с ответом: так принято, это
традиция, с которой не справится даже самая
мощная антиникотиновая кампания. Встав в
шеренги, мужчины проходят по улицам города, как
бы репетируя завтрашнее шествие.
Особых декораций для праздника не строят — ими
становятся узкие средневековые улицы города. И
только на главной площади, где развернутся
основные действия праздника, каждый год
сооружают деревянную крепость.
Вдоль улочек расставляют стулья для зрителей. О
билетах на места «в партере» стоит позаботиться
заранее: они распродаются задолго до начала
праздника.
Все балконы обтягивают белыми флагами с красными
крестами — символами Святого Георгия. Балконы —
лучшее место для наблюдения за представлением.
Говорят, за три дня праздника их владельцы
успевают хорошо заработать: арендовать
балкончик даже на один день стоит больше 1000
долларов.
Утром следующего дня начинается грандиозное
шествие мавров и христиан. Город в одночасье
разделяется на два «враждующих лагеря». В каждом
из них по 14 боевых отрядов-фил. У христиан — филы
басков, астурийцев, арагонцев, крестоносцев, у
мавров — филы берберов, марокканцев,
бенимеринцев… Фила — не только бравая боевая
единица, но еще и союз единомышленников. «Бойцы»
весь год вместе проводят досуг, устраивают
собрания и посиделки, обсуждая сценарий будущих
шествий и детали костюмов. Кем стать, бербером
или арагонцем, долго не думают. Членство в филе
чаще всего передается по наследству: ведь сто с
лишним лет назад по этим же улочкам шествовали
прапрадедушки нынешних рыцарей и визирей.
Алькойцы живут в своем особом измерении. У них
иная система ценностей. Пока мы копим на дорогие
машины, квартиры и путешествия, алькойцы
откладывают деньги на костюмы. Роскошные наряды
мавров и христиан стоят целое состояние. В них
входят мечи и щиты ручной работы, специально
выкованные кольчуги, палицы, забрала, расшитые
вручную камзолы и плащи. Заметьте, на устроение
праздника из казны города не тратится ни копейки.
Все — за счет личных пожертвований граждан.
Войска мавров и христиан ведут в бой капитаны.
Должность эта выборная — только на один год.
Капитанами обычно назначают самых уважаемых и
влиятельных горожан.
Воюют все!
Первыми на тесные средневековые улочки входят
победители — христиане. Их капитану вручают
символический ключ от города, и он начинает
шествие в сопровождении своей эскадры (так здесь
называют небольшой боевой отряд). По задумке
сценариста, вооруженные крестоносцы в доспехах
со знаменами, барабанщики и трубачи должны
показать боевую мощь христиан. За ними следуют
живые картинки из мирной жизни: фаворитка
капитана со своей свитой, настоящая королевская
охота со сворой борзых и сокольничими, медведь в
клетке и нескончаемая вереница благородных дам и
конных и пеших рыцарей в умопомрачительных
костюмах. Кстати, костюмы для капитанской
эскадры каждый год шьют новые. В следующем
шествии не повторится ни одна деталь сценария.
Следом за капитаном в город входят боевые отряды
горожан, каждый в своей форме и собственным
оркестром, причем немалым. Поражаешься, откуда в
маленьком городке такое количество музыкантов!
Огромные барабаны задают ритм шествию, а резкие
звуки «дольсайна» (небольшие трубы) зовут к
победе. Усталому барабанщику на ходу
перевязывают стертые руки, а он при этом не
перестает играть ни на секунду. Во главе филы
командир победоносно размахивает жезлом и
приветствует зрителей. За ним, прижавшись плечом
к плечу, идет шеренга самых лучших воинов. С
балконов летят конфетти, которое мешками принято
рассыпать на головы участников. Замыкает шествие
христиан знаменосец со своей не менее пышной
кавалькадой.
Еще совсем недавно участие слабого пола в
шествии не приветствовалось: не женское это дело
— пиками махать. Правда, сейчас для дам сделали
послабление, и они на равных (или почти на равных)
участвуют в празднике. В капитанском шествии
почтенные горожанки изображают рабынь, наложниц
в гаремах, танцовщиц.
А вот для детей никаких ограничений нет, в том
числе и возрастных. Крохотных младенцев одевают
в такую же форму как у взрослых и везут по улицам
на колясках и повозках. Настоящий воин должен
нюхать порох с пеленок! Вот только вместо
обязательной сигары изо рта у ребенка торчит
«чупа-чупс».
Мимо трибун до самого позднего вечера с
небольшим полуторачасовым перерывом на сиесту
нескончаемым потоком движутся христиане и мавры.
Мавры во главе со своим капитаном входят в город
после обеда. Их наряды по-восточному красочны и
богаты. Но все-таки больше всего поражает не
изящество дорогих костюмов, не гремящая музыка,
не дикие звери в клетках, а масштаб действа.
Кажется, что на улицы вышел весь город.
На следующий день в празднике наступает
передышка. Пока в местном соборе служат молебен в
честь Святого Георгия, мирные жители, не играющие
в войну, спешно покидают город. Потому что третий
день битвы — решающий и ужасно шумный. Мавры и
христиане вступают в последний бой: палят изо
всех орудий и мушкетов, крепость переходит от
одних войск к другим. Шум и грохот стоит такой,
что не выдерживают барабанные перепонки. За один
день военных баталий горожане умудряются
израсходовать 4,5 тонны пороха! Как и положено, в
разгар боя на площади появляется на белом коне
сам Святой Георгий. А что бывает дальше, вы уже
знаете.
Война заканчивается победой христиан, но
современных мавров это совершенно не огорчает.
Смешавшись в толпе, они все вместе расходятся по
барам, чтобы выпить за победу под залпы
фейерверков. А заодно обсудить детали будущей
битвы, ведь до нее остается не так много времени
— всего один год.
Календарь событий
Июль
7 — Праздник Сан Фермин в Памплоне
25 — Праздники в автономных областях Арагон,
Кастилья-и-Леон, Галисия, в Жироне и на Канарских
островах
28 — Праздник в автономной области Кантабрия
31 — Праздники в городах Бильбао и Сан Себастьян
Август
5 — Праздник спуска на пирогах по реке Селья
15 — Успение Богородицы (отмечается повсеместно)
17–21 — Мавры и христиане, Валенсия
20 — Праздники в Малаге и Таррагоне
22 — Праздник в городе Сьюдад Реаль
25 — Праздник в городе Бильбао
26 — Праздник в городе Альмерия
30 — Праздник в городе Сантандер
Автор: СИВАКОВА
Сайт: АИФ 'Тур'