Hola.ru - Испания

Об Испании / Культура и искусство Испании

Великие художники Испании

Великие художники Испании

Гауди Антонио (1852-1926) Гауди, Гауди-и-Корнет (Gaudi у Cornet) Антонио (26.6.1852, Реус, близ Таррагоны, - 10.6.1926, Барселона), испанский архитектор. Жил в Барселоне с 1868, учился в Высшей технической школе архитектуры. В причудливых по формам постройках Гауди (главным образом в Барселоне) - в церкви Саграда Фамилия (1884-1926), где переосмыслена в мистическом духе композиция готического собора, и в домах стиля "модерн" (Каса Батло, 1905-07; Каса Мила, 1905-10) - смело изогнутые объёмы и конструктивные новшества (параболические арки, наклонные опоры, облегчённые своды) создают эффект фантастических, как бы вылепленных от руки, криволинейных форм.

Сальвадор Дали

В Фигерасе располагается Театр-музей Сальвадора Дали. Здесь находится самое крупное собрание картин этого известного художника -сюрреалиста.

Именно здесь, в Фигерасе, в семье провинциального нотариуса родился в 1904 году Сальвадор Дали — противоречивый, эксцентричный, никого не оставляющий равнодушным художник, «король сюрреализма», ставший одним из символов XX столетия.

«В шесть лет я хотел стать кухаркой, в семь — Наполеоном. С тех пор мои амбиции неуклонно росли», — пишет художник в своей книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим».

В детстве Сальвадор был ласковым и одновременно диким ребенком. Чудесная природа Каталонии будила его воображение. Сам Дали пишет о своей родине как о «раненой земле, в пейзажах которой соединились оборванные скалистые берега с разбивающимися о них беспокойными волнами».

С ранних лет он пытался привлечь внимание к своей личности. Его беспокойная натура искала выхода, провоцируя родителей, а затем и публику, эксцентричными, шокирующими выходками. С течением времени и сам Сальвадор превратился в фигуру почти легендарную. Изобретя персонаж «Дали», великий мистификатор никому не раскрывал своего истинного «я», эксплуатируя имидж «сумасшедшего гения».
 

Алонсо де Коваррубиас

Алонсо де Коваррубиас (1486 — 570), выдающийся испанский архитектор, родился в Торрехосс около Толедо, был женат на Марии Уутьеррес де Эгас — племяннице Энрико де Эгас, у которого будущий архитектор и учился. Алонсо де Коваррубиас работал в разных городах Испании, но особенно много — в Толедо. Ранние его работы в Толедо близки к работам Энрико де Эгас, в них еще чувствуются огювуки поздней готики. Это можно видеть в капелле Новых королей в толедском соборе (1531—1534), после постройки которой Коваррубиас получил звание архитектора собора.

По эскизу Коваррубиаса выполнены гробницы королей Испании, правивших в XIV и XV веках: Генриха Н, его жены Хуаны; Генриха Ш, его жены Екатерины Ланкастерской; Хуана II и его жены доньи Элеоноры.

Со временем в постройках Коваррубиаса орнаментальные украшения становятся все более изящными, чистыми и четкими.

Фасад дворца Алькасар в Толедо – самая значительная работа Коваррубиаса. В 1537 году Коваррубиас был назначен главным архитектором Алькасар-а. При перестройке план замка должен был оставаться прежним, но, чтобы смягчить его строго крепостной характер, Коваррубиасу была поручена переделка фасадов. Северный фасад имел три этажа, м каждый из них был украшен с изяществом, присудим модному в то время стилю «платереско», непревзойдённым мастером которого являлся Коваррубиас.

Западный фасад, перестроенный Коваррубиасом, более прост, чем северный. Некоторую нарядность ему придавали открытые аркады балкона на верхнем этаже. Дворик Алькасара, построенный по проекту Коваррубиаса, производит незабываемое впечатление стройностью и изяществом своих пропорций.

Франсиско де Сурбаран

Вся жизнь Франсиско де Сурбарана(1598— 1664) была связана с Севильей. «Апофеоз Св. Фомы Аквинского» (1631)— лучшая из картин Сурбарана. Полотно поражает необычайной мощью, величием и монументальным размахом, звучностью и силой цвета. Вверху изображены слева — Христос и Мария в нежных голубовато-розовых одеждах, и справа — св. Петр и св. Доминик.

Они выглядят почти видением среди легких, серебристых, тающих облаков по обе стороны от излучающего свет голубя — Святого Духа. В центре стоит Фома Аквинский, по бокам сидят отцы ЦерквиЧерно-белые одежды монаха доминиканского ордена, в которые облачен св. Фома, прекрасно гармонируют с насыщенными красными и голубыми с золотым узором одеяниями отцов Церкви. В картине преобладают два тоня — золотистый и красный, создавая величаво-торжественную атмосферу события. Кажется, что в этом полотне Сурбаран достиг такого единства всех живописно-пластических компонентов, такой значительности образов, которых пет ни в одной из его картин

Десять лет, до середины 40-х годов XVII века Сурбаран писал серию «святых женщин». По существу, современницы художника, молодые севильянки, изображены им под видом различных святых, В них есть особая привлекательность лирического характера, хотя мастер очень сдержан в проявлении чувств и эмоций. Грация и естественное благородство, особая горделивая манера отличают наиболее привлекательные образы этой серии.

В мужских образах святых и в портретах Сурбаран с большим вниманием относится к выявлению характера и внутреннего состояния человека. К числу таких превосходных картин принадлежат портрет миссионера Луиса Бельтрама (1525—1585). Как никто другой, Сурбаран умел использовать выразительность белого цвета в одеждах, придавая своим полотнам какую-то особую торжественную ясность и величавость.

Эль Греко

Именем «Эль Греко» («Грек») итальянцы и испанцы звали грека Доменихо Теопюкопули. Под этим именем он и вошел в историю искусства.

Когда весной 1577 года Эль Греко приехал в Испанию, ему было тридцать шесть лет. Существуют разные предположения о причине переезда Эль Греко в Испанию. Вероятно, его привлекла возможность получить заказ при испанском дворе, где над украшением Эскориала работали немало итальянских живописцев. Не получив ни одного крупного заказа в Эскориале, Эль Греко вскоре уехал в Толедо.

В июне 1579 года по заказу короля Эль Греко создал небольшое полотно «Поклонение имени Христа». За этим последовал королевский заказ на большой алтарный образ «Мученичество св. Маврикия». Это произведение стало переломным в жизни и творчестве Эль Греко. Честолюбивые мечты художника разлетелись в прах. Отныне до самой смерти он был связан только с Толедо, который успел горячо полюбить за эти годы.

О жизни Эль Греко известно крайне мало, сведения о нем скудны и отрывочны. Мы не знаем ни одного его достоверного автопортрета. Последующие поколения предали искусство толедского мастера забвению. Время не только стерло имя Эль Греко из истории искусств, но и уничтожило воспоминания о нем в городе, где прошла большая часть жизни художника: могила с прахом Эль Грско исчезла, дворец, где он жил, был разрушен. Но осталось самое прекрасное — его картины.

В Толедо находятся десятки его полотен, в том числе внушительное собрание в ризнице кафедрального собора, и именно в этом городе реализовался его уникальный дар. Вытянутые, как на византийских иконах, фигуры его святых в развевающихся ярких одеждах, смелые повороты и ракурсы, изломанные переживаниями лица наводят на мысль о гениальных прозрениях Эль Греко, предвосхитивших творческие поиски художников XX века.