Феодализм и монархия привели государство к кризису. Громадные средства уходили на ведение долгих, разорительных войн, на содержание придворных при королевском дворе и церковь. Король, знать и инквизиция безраздельно властвовали на Пиренейском полуострове. Свободомыслие и безбожие подавлялись без пощады. И все же Испания совсем не та, что была раньше. Отважные мореплаватели и путешественники, уроженцы этой страны, начали осваивать обширный Американский континент. Испанские конкистадоры приходили в заморские страны как захватчики и насильники. Но за морями и океанами открывался и новый мир.
Перед пришельцами из Испании возникала
панорама иной жизни, иных законов, верований и
обычаев. Мир оказался гораздо шире, нежели
представлялось раньше. В Испании усваивают
гордые мысли о назначении человека, высказанные
итальянскими гуманистами эпохи Возрождения,
почитают замечательных ученых и мыслителей от
англичанина Т. Мора до итальянца Г. Галилея.
Именно в этой стране написана бесстрашная и
насмешливая книга "Дон-Кихот" М. Сервантеса,
в которой в полной мере выразился талант
испанского народа.
Действительно, в течение длительного времени
искусство и литература развивались здесь очень
медленно, так как испанцы вели изнурительную
войну с полчищами арабских завоевателей.
Только в конце XV века пришельцы были изгнаны. В
последующее столетие Испания становится единым
централизованным государством, укрепляет и
расширяет свои пределы. В конце XVI века наступает
время расцвета искусства, литературы и театра -
эпоха, которую по праву называют "золотым
веком". Она называется так не потому, что жизнь
стала идеальной. Сословное неравенство, произвол
власти и террор инквизиции - многое обременяло
человека той поры. Искусство и литература
представляют правдивую картину этой жизни.
Живопись Эль Греко, Веласкеса, Сурбарана и
Риберы, поэзия Гонгоры, пьесы Лопе де Вега, Тирс о
де Молина, Кальдерона и "Дон-Кихот"
Сервантеса утверждают величие и значимость
человеческой личности.
На рубеже XVI и XVII веков испанская живопись
становится явлением мирового порядка. Начало
этому положило искусство Эль Греко. Его
подлинное имя - Доменико Теотокопули, по
национальности он грек, родом с острова Крит.
Оказавшись в Испании, которая стала для него
второй родиной, художник стал называть себя
иначе - Эль Греко. До появления в Толедо живописец
жил в Италии и учился у Тициана. Уже в это время он
проявил себя замечательным колористом. В 1576 году,
когда ему было около 35 лет, Эль Греко приехал в
Испанию, став тем неповторимым мастером,
индивидуальную манеру которого невозможно
спутать с чьей-либо другой.
Эль Греко был глубоко верующим человеком. Но,
судя по картинам, его представления о боге
отличались своеобразием, поэтому с большим
недоверием относилась к нему испанская
инквизиция, подозревавшая художника в ереси.
Картины Эль Греко нередко похожи на видения и
сны. Фигуры словно теряют материальность и вес.
Они вытягиваются, причудливо колеблясь, как
языки пламени. Его композиции порой напоминают
отражения в волнующейся водной поверхности. В
них все пребывает в состоянии движения и
изменения.
Реализм художника - в умении показать в
человеке духовное. Вот, например, картина
"Погребение графа Оргаса". Здесь
представлены две сцены - одна земная, другая на
небесах. В нижней части композиции изображена
траурная церемония. Вверху - загробный мир: душа
графа Оргаса предстает перед господом богом и
царицей небесной. Для Эль Греко нет различия
между земным событием и чудесным видением.
Поэтому он помещает их на одном холсте. С другой
стороны - реальный человек, не святой и не
обитатель "царства небесного", изображается
художником необыкновенно одухотворенным. Герои
Эль Греко всегда таковы - с тонкими лицами,
большими и выразительными глазами.